Интеграция разных – не экономия, а развитие
Даниелссон Хокан Ларс
Президент ОАО СК «РОСНО», член совета директоров
|
Чем вызвано решение Allianz объединить три компании, работающие на российском рынке? Как осуществляются текущие шаги по исполнению данного решения?
Объединение трех наших компаний, работающих в России, будет происходить по следующему плану. Объединенная компания будет иметь один единый бренд, одну линейку страховых продуктов, единые службы андеррайтинга и урегулирования убытков и IT-систему. Однако самое важное – это вопрос человеческих ресурсов и менеджмента новой компании. В Правлении будут представлены лучшие специалисты трех компаний, а также представители Allianz. Процесс объединения должен быть завершен к началу 2 квартала 2012 года.
Аналогичные проекты слияния компаний Allianz уже были реализованы в других странах. Я также имею личный опыт участия в подобных проектах, но не в Allianz, и могу сказать, что их можно условно разделить на две группы. Первая группа – проекты, в которых слиянию подлежат две или несколько похожих компаний. В этом случае цель объединения компаний заключается в достижении эффекта синергии, такое слияние нацелено, в основном, на сокращение затрат за счет того, что убираются дублирующие функции, например, в бэк-офисе. Вторая группа – проекты, в которых объединяются разные компании. Это как раз тот случай, который мы имеем в России. Нам повезло в том, что у нас объединяются три разных компании, и целью нашего проекта объединения является не сокращение затрат, как таковое, а создание платформы для будущего роста.
Мы выиграем, если будем работать на рынке под единым брендом и объединим лучшие кадры в одной компании. Например, по морскому страхованию у нас очень разные портфели в трех компаниях, которые не пересекаются, а хорошо дополнят друг друга, объединенный портфель будет более сбалансированный, появятся дополнительные возможности в области перестрахования такого портфеля, что очень хорошо для компании в целом. Не меньший эффект будет от интеграции портфеля в медицинском страховании.
Есть еще и чисто финансовые причины для объединения. В соответствии с требованиями к платежеспособности, на российском рынке, как и везде в мире, легче работать крупным компаниям, чем мелким игрокам. В рамках требований Solvency 2 на западных рынках также происходит консолидация, компании объединяют свои ресурсы.
Таким образом, в нашем случае речь идет об объединении разных компаний, со своей спецификой и традициями. Так, у САК «Альянс» нет собственной сети продаж, она работает через брокеров, при этом имеет дело с крупными международными клиентами, обладает серьезными экспертными знаниями и технологиями в области страхования крупных промышленных рисков. В целом, она очень похожа на западную компанию.
В отличие от нее, компания «Прогресс-Гарант» работает с российскими клиентами, в том числе мелкими и средними, чаще всего именно эти клиенты являются наиболее прибыльными. Саму компанию характеризует дух предпринимательства, близость к российскому бизнесу, хорошая управленческая команда.
«РОСНО» - самая крупная из них по объемам. По составу клиентов она находится где-то между двумя другими, и в ее портфеле представлены как российские, так и крупные международные клиенты (в частности, по медицинскому страхованию), большинство из которых страхуются в РОСНО много лет. У компании широкая география присутствия на всей территории России.
К настоящему времени уже завершена разработка организационной структуры проекта, определены стратегия будущей компании и ее ценностное предложение, разрабатывается единая продуктовая линейка новой компании, определены персоналии, которые будут отвечать в объединенной компании за руководство ключевыми направлениями (см. Приложенный файл), а также выбран домен единой компании (Allianz.ru). Что касается самого единого бренда, он будет представлен к моменту окончательного объединения, то есть к началу 2 квартала 2012 года.
Как известно, интеграция компаний дает возможность сократить бэк-офис, избавившись от дублирующих функций, и таким образом снизить стоимость услуг. В настоящее время мы разрабатываем единую продуктовую линейку и единые тарифы. Следует отметить, что и сейчас между тарифами и условиями страхования трех компаний по ряду продуктов нет существенной разницы.
Мы рассчитываем в результате интеграции достигнуть увеличения нашей доли рынка, оптимизировать структуру компании и ее портфеля (в том числе существенно увеличить портфель по корпоративному имущественному страхованию, страхованию технических рисков и ответственности, включая ОПО), устранить дублирование функций и углубить централизацию бизнес-процессов. Конечная цель, стоящая перед объединенной компанией – рост темпами, опережающими рынок в целом.